Будьте здоровы!

Здоровье является самой главной ценностью, пожелание здоровья – традиционный тост за новогодним столом. Поэтому в преддверии всеми любимого праздника мы беседуем с Мариной Казырской, главным врачом поликлиники Томского научного центра СО РАН. Тема нашей встречи – работа медицинского учреждения, в котором обслуживаются все жители Академгородка и многие сотрудники учреждений ТНЦ СО РАН.

– Марина Александровна, насколько мне известно, все медицинские учреждения теперь финансируются из средств Фонда ОМС.? Поликлиника финансируется по такой же схеме?

– Как ведомственная поликлиника мы функционируем с 1985 года, а с1995 года работаем и в системе ОМС. Но если до этого года у нас имелось финансирование и из федерального бюджета, то в 2015 году, согласно федеральным законам, амбулаторная помощь будет оплачиваться только через ОМС. Это значит, что вся она будет оказываться только гражданам, прикрепленным к поликлинике по полису ОМС, в рамках утвержденной территориальной программы по Томской области в соответствии со всем нормативным документам.

Хочется отметить, что для наших пациентов это не влечет за собой каких-то больших негативных перемен: все узкие специалисты остаются в полном спектре, но в меньшем объеме. Пока нам удается сохранить целую ставку хирурга – наиболее востребованного врача узкой специальности (что делает прием у этого специалиста доступнее). Хотелось бы отметить то, что наша поликлиника полностью укомплектована участковыми терапевтами и педиатрами. Хотя для города в целом дефицит участковых докторов – это одна из самых больших проблем. Например, нередки случаи, когда на 20 участков – всего пять терапевтов. Поэтому в Академгородке доступность первичной медицинской помощи остается гораздо выше, чем по городу. Был проведен анализ: если говорить о пациенте городских поликлиник, то он посещает свое медицинское учреждение 4–6 раз в год, а в Академгородке – 9 раз.

– Скажите, пожалуйста, планируются ли внедрить какие-то новые направления медицинской помощи в 2015 году?

– Да, конечно. Хотелось бы начать с того, что у нас уже есть задел для организации онкологической службы. В поликлинике действует специальный смотровой кабинет для женщин, где работает высококвалифицированная акушерка, прошедшая специальное обучение. В этот кабинет можно и следует обращаться всем женщинам: здесь будет проведен тщательный всесторонний осмотр, в том числе и грудных желез, взята цитология. В случае если есть показания, пациентка получает направление на дополнительные обследования – УЗИ и маммографию. Одним из значимых направлений реализации государственной программы развития здравоохранения является выявление онкологических заболеваний именно на ранней стадии, профилактика их возникновения. Поэтому это направление работы будет расширено: во второй половине 2015 года планируется создание кабинета онкологической службы.

– На ваш взгляд, какую еще информацию будет полезно узнать нашим читателям – вашим пациентам?

– Ежегодно проводится диспансеризация определенных групп взрослого населения (определенных годов рождения). Человек имеет возможность совершенно бесплатно пройти осмотры врачей и медицинские обследования согласно возрастной группе. В 2015 году диспансеризации подлежат пациенты следующих годов рождения: 1994, 1991, 1988, 1985, 1982, 1979, 1976, 1973, 1970, 1967, 1964, 1961, 1958, 1955, 1952, 1949, 1949, 1943, 1940, 1937,1934, 1931, 1928, 1925, 1922, 1919.

Диспансеризация включает в себя два этапа. Первый этап – это общий скрининг, который включает в себя общее анкетирование с целью выявления факторов риска, а также те анализы и обследования, которые положены той или иной возрастной группе. Если по результатам первого этапа выявлено подозрение или обнаружено какое-либо хроническое заболевание, либо очень высок риск возникновения сердечно-сосудистой патологии, назначается второй этап диспансеризации, включающий в себя углубленные, в том числе и высокотехнологичные, обследования по назначению врача-терапевта.

Хотелось бы призвать людей к тому, чтобы они активнее использовали возможность пройти диспансеризацию.

– Сейчас много пишут об оптимизации системы здравоохранения. У людей уже сложилось мнение, что если говорят об оптимизации, то лучше не станет – попасть к нужным специалистам станет труднее, а значит и доступность медицины станет ниже…

– Это не совсем правильное и корректное суждение. Давайте разберемся: ведь для того, чтобы попасть к терапевту или узкому специалисту, необходимо предварительно записаться по Интернету или по телефону. Такой порядок был и раньше, если речь идет об оказании плановой помощи нашим пациентам.

– А как быть в той ситуации, когда речь идет не о плановом визите? Например, человеку необходимо попасть к лору с внезапно обострившимся гайморитом, а ближайшая запись – лишь через две недели? Ждать – просто невозможно, а отправиться на платный прием в частную клинику могут позволить себе не все люди.

– Давайте разберемся. Согласно федеральному закону № 323 – ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан», вступившему в силу в 2012 году, если человек нуждается в неотложной медицинской помощи, ему следует обращаться к участковому терапевту. Это связано с тем, что многие случаи находятся в компетенции врача общей практики, именно он может назначить необходимое лечение в полном объеме с учетом соблюдения установленных требований к срокам его оказания, и именно терапевт наделен полномочиями – расписывать все необходимые процедуры и дополнительные консультации в рамках регламента программы ОМС.

И если существует необходимость консультации узкого специалиста, то пациент получает направление к нему в тот же или на следующий день (либо в свое, либо в стороннее медицинское учреждение). Хотелось бы отметить, что жители Академгородка имеют возможность напрямую записываться к узким специалистам, чего нет во многих городских поликлиниках. Если же возникает какая-то спорная ситуация, то пациент имеет право обратиться к заведующему отделением, заместителю главного врача по медицинской части.

Хотелось бы указать здесь на еще одну проблему: нередко человек, записавшийся на прием, по какой-то причине не приходит, при этом он не отменяет свою запись (хотя это дело пары минут), получается, что время приема пропадает: а ведь в этом приеме кто-то нуждается! И таких не пришедших пациентов – до 20 процентов. Давайте быть внимательнее друг к другу! Это касается всех – и докторов, и пациентов.

– Пациенты уже привыкли к тому, что на приеме у врача или перед выполнением какой-либо медицинской манипуляции необходимо подписать добровольное медицинское согласие на выполнение этого действия. Сейчас же, кроме этого, пришедшим в поликлинику выдают нечто вроде «квитка», на котором указана стоимость приема. Поясните, пожалуйста, для чего это нужно?

– С 28 июля 2014 года действует приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования № 108 «О внедрении системы информирования застрахованных лиц о стоимости медицинской помощи». Согласно ему, в семи субъектах РФ – Брянской, Московской, Нижегородской, Новгородской и Тульской областях, а также в Республике Татарстан и Краснодарском крае, пациентов должны информировать о стоимости оказанной медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования. Томская область решила тоже применить эту практику, потому что во всех медицинских учреждениях уже есть программное обеспечение, позволяющее выдавать эту информацию прямо в руки пациенту. Значимость этого заключается в том, чтобы человек понимал, что он пришел в поликлинику не просто так, что его визит к доктору оплачен государством. Дальше эта практика распространится и на анализы, и на высокотехнологичные методы обследования: пациент будет получать сведения о стоимости всех услуг, которые оказываются в медицинском учреждении.

– Марина Александровна, с каким бы пожеланием вы хотели бы обратиться к вашим пациентам?

– Берегите свое здоровье, уделяйте себе внимание, старайтесь вести более здоровый образ жизни, потому что именно профилактика – залог здоровья!

Беседовала О. Булгакова.