Дорога раздора

 

  Для жителей Академгородка их родной микрорайон всегда был неким оазисом благополучия среди городской суеты, однако  над всем тем, что создавалось десятилетиями и всегда являлось предметом гордости, нависла настоящая угроза. Речь идет о масштабном дорожном строительстве, которое может просто-напросто перековеркать всю территорию Академгородка, сделать невыносимым проживание здесь, нарушить или вообще поставить под сомнение работу ряда научно-исследовательских объектов.

  Предыстория вопроса такова: в конце декабря 2013 года вышло постановление Администрации города Томска № 1495 от 25.12.2013г. «О проведении публичных слушаний по проекту планировки магистральной улично-дорожной сети Города Томска». 28 февраля в Советском районе состоялись общественные слушания по этому вопросу. Речь на них, в частности, шла о проведении участка малого транспортного кольца - шестиполосной скоростной магистрали непрерывного движения -  через Академгородок. Однако из-за недостаточной информированности граждан Советского района в слушаниях приняло участие всего 7 жителей района. И что поразительно, большинство пришедших проголосовало за проведение скоростной магистрали, которой в ближайшей перспективе предстояло стать городской восточной объездной дорогой через Академгородок.

  Узнав о таком возмутительном результате слушаний, когда всего несколько человек приняли решение за тысячи сотрудников учреждений Академгородка и его жителей, включая микрорайоны «Наука», «Академический», НП «АТИЗ», было решено 14 марта провести в  Доме учёных Академгородка сход жителей. На нем была сформирована инициативная рабочая группа, призванная донести до администрации и депутатов города позицию жителей и сотрудников учреждений Академгородка о недопустимости строительства трассы в предложенном варианте  и добиться изменения предложенного проекта дороги.

     Так что же так возмутило жителей?

    Дело в том, что предложенный проект предполагает серьезные изменения по сравнению с генпланом Томска, принятым в 2007 году. В том варианте трасса, связующая аэропорт и Южную площадку (и далее Северную) Особой экономической зоны (ОЭЗ), шла, минуя Академгородок, огибая ОЭЗ с восточной стороны. В новом варианте, который предполагалось утвердить, и против которого выступила общественность, дорога шла напрямую от п. Степановка через р. Ушайку, выходя на пр. Академический между рестораном «Венский двор» и домом по пр. Академическому, 17, и далее через транспортное кольцо пр. Развития она рассекает микрорайон «Наука» и выходит на улицу Энтузиастов, пересекает её и тянется в сторону пересечения Иркутского тракта и ул. Беринга.

    Такой проект предполагал резервирование (и изъятие в случае строительства) земельного участка, на котором планируется возведение жилья для сотрудников учреждений ТНЦ СО РАН, вырубку лесного массива около Конгресс-центра «Рубин» и ИМКЭС СО РАН. В районе Академического проспекта планировалось появление двухуровневой развязки. При этом через Академгородок пошел бы мощный поток транспорта, в том числе и грузового. Все это привело бы к катастрофическим последствиям для жителей: Академгородок оказался бы разрезанным на несколько частей, из района малоэтажной жилой застройки было бы очень затруднительно попасть в школу или поликлинику, а из многоэтажной жилой застройки добраться до научных учреждений. При возведении таких магистралей проектируются различные виды переходов. Строительство подземных переходов в Академгородке не возможно из-за высокого уровня грунтовых вод, а возведение надземных переходов очень затратно, к тому же они уже показали свою неэффективность в нашем городе. Важно отметить, что под угрозой бы оказалась работа целого ряда научных объектов – учреждений ТНЦ СО РАН, проведение исследований на которых требует соблюдения множества технических условий, а перенос этих объектов невозможен в силу их уникальности. Так же, новый проект в случае его осуществления предполагает изъятие под коридор для трассы более 20 земельных участков в микрорайоне «Наука», на которых уже проживают граждане.

- 18 марта в мэрии Томска состоялись общественные слушания по этому вопросу. Зал заседания, в котором должны были проходить слушания, не вместил всех желающих, поэтому пришлось проводить работу сразу в двух залах. Отрадно, что среди участников, было много представителей Академгородка, которые выражали не только своё мнение, но и мнение соседей по дому и коллег по работе. Итог общественных слушаний:  68 человек высказались против, 53 - за и 3  – воздержались. Это стало первой маленькой победой нашего сообщества, желающего защитить свой район, - рассказывает Георгий Ивлев, председатель профсоюзной организации ИОА СО РАН, член инициативной группы. -  Межу тем с каждым днём увеличивается число граждан, подписавшихся против строительства этой трассы. Сейчас в рабочую группу уже переданы подписные листы с двумя тысячами подписей.

После нескольких писем с подписями граждан на имя мэра Томска И.Г. Кляйна и отрицательном результате городских слушаний, администрация города приняла предложение рабочей группы о необходимости дополнительно обсудить участок малого транспортного кольца в районе Академгородка.

   Первая встреча состоялась 10 апреля в здании администрации Советского района с участием  первого заместителя мэра Томска Е.В. Паршуты. Академгородок представляли избранные на сходе члены рабочей группы, жители района, сотрудники учреждений ТНЦ СО РАН и руководство Президиума ТНЦ СО РАН -  председатель Президиума ТНЦ СО РАН Н.А. Ратахин и зам. председателя Президиума ТНЦ СО РАН А.П. Хузеев. Также на встрече присутствовали депутаты городской думы по Академическому округу №3 и представители прессы. На встрече все участники  высказали свое мнение, каждый имел  возможность - задать любой вопрос и получить на него ответ. В частности, руководитель центра лазерного зондирования ИОА СО РАН С.М. Бобровников сообщил представителям администрации о том, что в случае строительства трассы по предлагаемому варианту под угрозой окажется работа уникальной Сибирской лидарной станции, на которой занимаются исследованиями атмосферы на высотах до 80-120 км.

Члены инициативной группы предложили вернуться к проекту 2006 года магистрали (Богашево – Южная площадка ОЭЗ – Северная площадка ОЭЗ), заложенному в генплане 2007 года, (исключив из него участок дороги, соединяющий малое транспортное кольцо с пр. Академическим через р. Ушайку и проходящий по территории микрорайона «Академический» и ближайшие садоводства), предполагающему строительство дороги в обход Академгородка. Этот вариант имеет ряд преимуществ – это проработанный вариант соединения аэропорта и Южной и Северной площадок экономической зоны, исключающий прохождение мощного транспортного потока через Академгородок, не предусматривающий в его районе снос каких-либо зданий.

В заключительной части встречи Н.А. Ратахин сказал, что общественные слушания - это элемент развития гражданского общества и призвал представителей администрации города уважать единодушную позицию жиделей Академгородка и сотрудников учреждений ТНЦ СО РАН, руководства Президиума ТНЦ СО РАН. Подводя итог, Е.В. Паршуто сообщил, что мэр просил его донести до всех следующую позицию, что если жители против, то дорога через Академгородок не пройдёт. Услышав мнения представителей Академгородка, Е.В. Паршуто поручил разработать альтернативный вариант прохождения малого транспортного кольца в обход Академгородка.

   Альтернативный проект членам инициативной группы был представлен 15 апреля в Советской районной администрации. В нём вместо жирной линии, которой была нарисована трасса через Академгородок, появилась – пунктирная, а жирная линия была действительно проведена восточнее Академгородка по уже существующим дорогам и улицам, а участок дороги через мкр. «Наука» остался в неизменном виде. Что же означает пунктирная линия? То, что трассу, скорее всего тут не будут строить в ближайшие 10 лет (по крайней мере, так обещали), а вот землю Томского научного центра СО РАН, по которой проходит та самая пунктирная линия,  уже нельзя будет использовать под строительство жилья для сотрудников, так как она будет зарезервирована под возможное строительство дороги.

 -  Мы были возмущены предложенным вариантом, это казнь, отстроченная во времени, - делится своими впечатлениями Татьяна Иванова, сотрудница ИОА СО РАН и член инициативной группы. -  В Доме учёных на расширенном заседании  нашей рабочей группы мы приняли решение не соглашаться на предложенный «псевдокомпромисс».

На градостроительном комитете Думы г. Томска 17 апреля А.П. Хузев, зам. председателя Президиума ТНЦ СО РАН и представители инициативной группы – Г.А. Ивлев и Т.А. Иванова - отвергли предложение администрации и не согласились на эти полумеры и предложенное резервирование. Позиция всего Академгородка осталась неизменной: через этот уникальный микрорайон ни в коем случае ни должны проходить транспортные магистрали, нарушающие его  целостность.

    По итогам рассмотрения на комитете вопроса о дорожно-транспортной сети г. Томска депутаты Думы единогласно приняли решение: в мае вновь рассмотреть проект планировки дорожно-транспортной сети г. Томска, при этом должен быть подробно прописан альтернативный вариант – участка дороги, минующего Академгородок и если в районе Академгородка к этому времени не будет готово проектное решение, то изменения в генплан в районе Академгородка вноситься не будут. Отрадно, что к этому заседанию обозначил свою позицию депутат от нашего округа Шабан Байрамов, который в письме от 16 апреля на имя начальника департамента архитектуры и строительства Томской области просит поддержать требования жителей Академгородка.

Работа инициативной группы еще не закончена, предстоит сделать очень многое, чтобы отстоять будущее Академгородка и здесь огромную помощь оказывают простые жители Академгородка, которые подписываются против строительства предложенного администрацией варианта дороги и помогают собирать эти подписи. Выразить свою позицию может каждый:  подписные листы  находятся в гардеробе Дома учёных и овощных киосках. Только сообща можно решить проблему и отстоять свое право – на жизнь в нормальных экологических условиях. И победу удалось одержать, когда верстался номер, из Думы г. Томска пришел ответ на коллективное обращение граждан.

  Решением комитета по градостроительству, землепользованию и архитектуре Думы
Города Томска №192 (от 17.04.2014) администрации Города Томска
рекомендовано направить на доработку проект планировки магистральной
улично-дорожной сети Города Томска в части изменения трассировки участка
малого транспортного кольца от пос. Степановка до ул. Энтузиастов в обход
Академгородка с восточной стороны территории особой экономической зоны с
учетом позиции Томского научного центра СО РАН и коллективных обращений
жителей Академгородка, мкр. "Наука", НП "АТИЗ".