Его книги – учебник доброты

Исполнилось 85 лет замечательному русскому писателю Вадиму Николаевичу МАКШЕЕВУ. Чествование юбиляра состоялось в большом зале «Пушкинки». С цветами туда пришли писатели и представители власти, журналисты и политики, артисты и многочисленные преданные читатели.

– Писателем меня сделала жизнь, – сказал Вадим Николаевич. – Для того, чтобы писать, есть два стимула – любовь и страдание, если бы у меня была легкая жизнь, я бы не стал писать...

Двадцатый век, «век-волкодав», послал Вадиму Макшееву и его семье страшные испытания. Родителям пришлось в 20-е годы уехать в эмиграцию в Эстонию, так как отец будущего писателя – Николай Александрович – был офицером царской армии. И хотя он воевал у генерала Брусилова, имел награды за воинскую доблесть, в советскую Россию он вернуться не мог. 14 июня 1941 года, за неделю до начала Великой Отечественной войны, семья Макшеевых была репрессирована. Отца отправили в один из уральских лагерей, где затем расстреляли. Подросток Вадим с мамой и сестренкой Светланой попали на север Томской области, в Васюганский район (сейчас это Каргасокский район). В октябре 1942 года мама и сестренка умерли от голода, а Вадима спасла эвакуированная из Ленинграда учительница. Она устроила 16-летнего юношу в ученики бухгалтера рыбозавода, чтобы он мог получать паек.

15 лет будущий писатель был колхозником: работал счетоводом, жил среди крестьян. Это были работящие прекрасные люди, «белая кость крестьянства»: раскулаченные и сосланные в далекую тайгу, они и здесь работали как привыкли – много и хорошо. В феврале 1954 года Вадим Макшеев был снят с учета как спецпереселенец, но уехать с далекого Васюгана все равно не было возможности – паспортов колхозникам не давали. В конце 1950-х годов в жизни Вадима Николаевича случился неожиданный поворот: его пригласили на работу в редакцию районной газеты «Северная правда».

– Был молод, хватало сил и знаний, чтобы писать выбивавшиеся из рутинной газетной текучки корреспонденции – не только для районной газеты, но и для областной, а вечерами браться за рассказы. Были они о деревне, но уже не юмористическими, а скорее печальными, – читаем в одной из книг В.Н. Макшеева.

Вскоре Макшеева приглашают на работу в редакцию областной газеты «Красное знамя», где он работал 17 лет. Ездил в командировки, писал с душой о сельских людях – доярках, трактористах, библиотекарях, учителях. Многие его очерки читатели постарше помнят до сих пор, хотя и считается, что газета живет один день. В конце 1960-х книги В.Н. Макшеева выходят в сибирских и московских издательствах, очерки и рассказы охотно публикуют «толстые» журналы – «Октябрь», «Знамя», «Москва», «Наш современник», «Сибирские огни». В книгах – воспоминания о детстве и родителях, рассказы о военных годах, размышления о жизни и времени. Есть в них что-то такое, что задевает душу читательскую, не отпускает, и после одной книги этого автора невольно ищешь и другие... Может быть потому, что пишет он больше о добрых людях и добре.

«Да, было и зло. Война – великое испытание, в котором каждый проявляет то, что в нем есть: смелость или трусость, жестокость или милосердие, добро или зло. Не все добрыми тогда были, не все были смелыми. Но память сохраняет добро, даже небольшое, дольше, чем зло. Люди недобрые не оставили по себе памяти в моем сердце – добрые живут в нем», – пишет писатель в щемящей душу, грустной повести «И видеть сны...»

Особо следует сказать о большой исследовательской работе Вадима Николаевича: он рассказал о трагической участи раскулаченных крестьян.

«Кто, кроме меня, бывшего спецпереселенца, ставшего писателем, мог поведать подлинную правду о том, что происходило с этими несчастными людьми? Впрочем, не «мог», а обязан...» Более двух лет писатель работал в архивах, так появилась «Нарымская хроника». Прочитав рукопись Макшеева, А.И. Солженицын написал в Томск: «Рад сообщить Вам, что исследование Ваше очень важно, значительно по содержанию и, кроме того, хорошо написано». Книга «Нарымская хроника» вышла в Москве, а в 2008 году, дополненное исследование трагедии переселенцев, вышло в Томске в виде книги под названием «Спецы». И в завершение – слова профессора В.А. Суханова, заведующего кафедрой истории русской литературы ХХ века ТГУ о творчестве нашего земляка: «Как художник В.Макшеев, безусловно, принадлежит к тем русским писателям, которые пишут из сострадания к смертному и грешному человеку, его судьбе... В его прозе, собранной в трехтомнике (вышедшему к 85-летию) – правда нашего существования, обычно не замечаемая в суетной текучке дел, – правда, от которой и горько, и светло, и печально, и радостно».

Тамара ДРОЗДОВА.

В Иркутске – Валентин Распутин, в Красноярске – Виктор Астафьев, в Томске – Вадим Макшеев. Культурный и нравственный облик любого города во многом определяют писатели, которые в нем жили и живут. И замечательно, что Вадим Николаевич живет именно в Академгородке. Руководство Президиума ТНЦ СО РАН сердечно поздравило юбиляра, пожелав ему здоровья, долголетия, благополучия и счастья в семье, и, конечно, новых верных читателей.